Редчайшая форма столкновения

марта 1, 2011

Редчайшей формой столкновения является такое, при котором ни одно из судов не будет признано виновным, особенно в открытом море. Нарушения Правил, однако, делаются слишком часто не намеренно или из-за отсутствия внимания, а по недоразумению. Правила работают почти совершенно, когда они правильно понимаются и применяются, но слишком много примеров, когда два судна имеют диаметрально противоположные взгляды относительно того, какое Правило применимо, как, собственно, и было в рассмотренном случае.

Подобные ситуации встречаются все чаще. Есть, вероятно, и такие, в которых количество участвующих судов несравненно больше, а следовательно, и больше шансов для возникновения путаницы. Широкое признание и установление систем разделения движения в значительной мере увеличили вероятность таких встреч.

Возникли также вопросы: почему быстроходный "Аквариус" настаивал на сохранении своих "привилегий", хорошо зная, что находится не на своей полосе движения, и почему при отсутствии судов, которые бы его стесняли в этот момент, он не отвернул резко вправо для выхода на рекомендованную полосу, когда впервые обнаружил "Колорадо", "Садохару Мару" и "Хоуп". Суд подчеркнул, что, если бы капитан вел наблюдение на 12мильной шкале, а не ограничивался только 6мильной, он смог бы раньше обнаружить суда и определить направление их движения раньше, чем он их увидел визуально. И тогда не возник бы вопрос об ограничениях по Правилу 19.

Этот случай может служить иллюстрацией существующей и в настоящее время нечеткости: какое Правило применять в подобных ситуациях. Неопределенность легко устранима, если суда могут установить между собой УКВ эффективную связь. То, что существуют значительные проблемы, связанные с ее использованием, никоим образом не меняет того факта, что она способна, если правильно используется, устранить путаницу и неопределенность, которые столь часто способствуют столкновениям.

Рис. 22. "Новы сад" – "Олимпиан" (позиция A): 1 — корма "Олимпиана" в 03,58; 2 — нос "Новы сад" в 03.58; 3 — пеленг в соответствии с показаниями второго помощника; 4 — пеленг, который должен был быть, если бы с 02.45 судно лежало на курсу 341 °.

Sorry, comments for this entry are closed в this time.